Доступная среда
Инфраструктура, приспособленная для занятий инвалидов и лиц с ограниченными возможностями (ОВЗ)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Детский сад открылся после реконструкции типового здания детского сада в Сеймском округе города Курска, рассчитан на 178 мест. Общая площадь основного корпуса 3991 кв.м., музыкального зала - физкультурного зала кв.м.
Территория сада оформлена тематическими цветниками, цветущими кустарниками, хвойными и лиственными породами деревьев. ДОУ отвечает всем требованиям по наличию спален, групповых комнат, оснащен теневыми навесами, имеет оборудованную спортивную площадку. В дошкольном учреждении созданы необходимые условия для развития и оздоровления детей:
1. Физкультурный зал
2. Музей «Узелки времени»
3. Кабинет по художественному труду
4. Музыкальный зал
5. Кабинет учителя-логопеда
6. Кабинет педагога – психолога
7. Кабинет коммуникативно познавательного развития
Наименование объекта инфраструктуры |
Оснащение |
Работники объекта инфраструктуры |
Физкультурный зал |
Зал полностью оснащён всем необходимым, созданы комфортные условия, в том числе для детей инвалидов и детей с ОВЗ по зрению, с проблемами опорно-двигательного аппарата,Физкультурный зал оборудован современным инвентарем по ГОСТУ, расположен на 3м этаже, имеет 6 панорамных окон, что соответствует нормам освещенности. Разметка пола оформлена и выдержана в цветовой гамме не вызывающая дискомфорта .Спортивный инвентарь подбирается с учетом цветовосприятия у детей дошкольников. Для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата предусмотрены : -скамейки разной высоты, ширины; -беговые дорожки, -велотренажер; -скала для лазания; -массажные коврики различной конфигурации; -ребристая доска; -спортивный комплекс; -лесенка-мостик; -диск здоровья -батуты. Образовательная деятельность; спортивные праздники и досуги для детей, совместно с родителями |
Инструктор по физической культуре Кононова А.П. |
Спортивная площадка |
Образовательная деятельность на воздухе; спортивные праздники и досуги для детей, совместно с родителями, в том числе для детей с ОВЗ |
Инструктор по физической культуре Кононова А.П. |
Музыкальный зал |
Зал оснащён основным, необходимым для работы оборудованием: имеется электрическое пианино, телевизор, ноутбук, выдвижной экран, гимнастический станок; имеется оркестр и микрофоны. Дополнительно из фонда попечительского совета приобретено оборудование для студийной деятельности: микшерный пульт, провода и стойки к трём микрофонам. Оркестр дополнен ксилофонами. Силами сотрудников изготовлено дидактическое оборудование для музыкальных занятий, элементы сценографии, костюмы. Для усиления звука имеются колонки, что может быть использовано для работы с детьми с ОВЗ по слуху. |
Музыкальные руководители Решетникова И.М., Акулина Ю.В.; |
Кабинет педагога-психолога |
Кабинет оборудован пуфами, столами, матами, есть сухой бассейн с шариками для работы с детьми. Оборудована сенсорная зона, зона релакса, достаточное количество игрушек и пособий в том числе, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ: лабиринты для ног, мелкие игрушки на развитие тактильных ощущений, внимания, памяти, тактильные, сенсомоторные, развивающие игры.Имеется материал для двуполушарногоразвития детей с ОВЗ. |
Педагог-психолог Ушакова Ю.В. |
Кабинет учителей-логопедов |
Кабинет предназначен для работы с детьми с ОНР и ФФН и полностью оборудован всем необходимым: зеркало, бактерицидная лампа, логопедические альбомы и пособия и пр. Кроме того, в кабинете есть столик с набором гребёнок, мелких игрушек и подсветкой дляпескотерапии. |
Учителя-логопеды Елагина Н.В. и Иванова О.П. |
Кабинет коммуникативно-познавательного развития (Лаборатория активных Любознаек) |
Кабинет помимо корпусной мебели оснащён интерактивной доской и проектором. Имеется методическое обеспечение по программе Л.Г. Петерсон «Игралочка» Приобретены пособия по технологии Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», «Феолетовый лес», «Ларчик», «Геоконт» и др.. Логические блоки Дьенеша для детей от 2 лет Демонстрационный материал к Логическим блокам Дьенеша к счетным палочкам Кюизенера для детейот 4 до 7 лет Альбомы заданий к блокам Дьенеша Счетные палочки Кюизенера. Набор Монтессори (дары Фребеля). Все указанные пособия могут быть использованы для работы с детьми с ОВЗ с тяжёлыми нарушениями речи, задержкой психического развития, со снижением зрения |
Используется в соответствии с графиком всеми педагогами ДОУ. Ответственный: ПДО по познавательной деятельности Павлова О.С. |
Кабинет по художественному труду |
Площадь рассчитана на проведение занятий по подгруппам, что особенно актуально. Если в группе есть дети с ОВЗ. Кабинет сообщается с кабинетом КПР, что позволяет проводить комплексные и интегрированные занятия, а также использовать разную посадку детей на занятиях (за мольбертами, за столами), применять гендерный принцип в определении продуктивной деятельности (мастерская мальчиков, мастерская девочек) |
Ответственный: ПДО по художественному труду Бурыкина М.С. |
Интерактивный краеведческий музей «Узелки времени» |
Экспонаты кабинета благотворно влияют на эмоционально-волевую сферу дошкольников, в том числе с ОВЗ. Экспонаты кабинета отражают военно-патриотическую тематику, историческое прошлое своего народа; имеют выраженную краеведческую направленность. |
Ответственный: ПДО по краеведению Горбачева О.А. |
Объекты для проведения практических занятий
В учреждении оборудовано 9 групповых помещений, в том числе 2 группы оборудованы для проведения практических занятий с детьми с ОВЗ ( недоразвитие речи, ЗП). Во всех группах предусмотрены игровые пособия, мебель, напольное покрытие для детей с ОВЗ и инвалидов.
В состав групповых ячеек входят: приемная комната (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая комната (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня (для организации дневного отдыха), буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная комната (для осуществления личной гигиены). Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями образовательных программ и ФГОС ДО.
Во всех возрастных группах имеются игрушки и физкультурное оборудование, в том числе приспособленное для использования инвалидами и детьми с ОВЗ (уголки уединения с индивидуальными игровыми наборами, тактильные мешочки, музыкальные и шумовые игрушки и др.).
Для развития экологической культуры детей, развития сенсомоторных навыков в каждой возрастной группе размещены уголки озеленения с комнатными растениями, оборудование по уходу за растениями, календари природы и погоды. Разнообразный иллюстрированный материал – альбомы, картины по временам года, дидактические игры. Практикуется создание на подоконниках мини-огородов, зелёных грядок для поддержания иммунитета и борьбы с острыми респираторными заболеваниями, а также использование продуктов детского творчества в оформлении образовательной среды. Широко используется детский дизайн. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимают активное участие во всех проектах наряду со здоровыми детьми.
В группах старшего дошкольного возраста оснащены уголки экспериментирования:
В МБДОУ созданы условия для проведения практических занятий для категории лиц с ограниченными возможностями здоровья (тактильные доски, бизи-борды, контактные игры, контактный алфавит и многое другое).
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую работу: 2 учителя-логопеда, педагог-психолог, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, педагоги дополнительного образования, старшая медицинская сестра.
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, сухой бассейн, сенсорное оборудование.
Коррекционно-развивающая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья проводится в соответствии со специальными методическими разработками и с использованием дидактических пособий.
Специалистами службы психолого-педагогического консилиума обеспечено психолого-педагогическое сопровождение воспитанников.
Библиотека
Отдельное помещение в ДОУ для библиотеки,приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Библиотека в детском саду располагается в методическом кабинете. В ДОУ имеется библиотека методической и художественной литературы для детей (хрестоматии для чтения, сказки, стихи, рассказы отечественных и зарубежных писателей), научно-популярная литература (атласы, энциклопедии и т.д.), репродукции картин, иллюстративный материал, дидактические пособия, демонстрационный и раздаточный материал.
Имеется методическая литература по направлениям развития: социально-личностное, физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое в соответствие с ООП ДО; научно-методическая литература, теория и методика организации деятельности дошкольников, олигофренопедагогика, специальная психология, дошкольная педагогика и психология, словари.
В фонде периодической литературы ДОУ есть подписные издания для педагогов: «Справочник руководителя дошкольного учреждения», «Управление ДОУ», «Музыкальный руководитель», «Дошкольное воспитание», «Обруч».
Большое количество библиотечного фонда размещается на электронных носителях. Сюда входит художественная и справочная литература для детей, библиографии, методическая литература, а также развивающие игры и пособия для использования с помощью мультимеда.
Учет библиографического фонда методического кабинета ДОУ ведется с помощью картотеки методической литературы.
Методическая и детская литература также может быть использована в работе с детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Спортивные объекты
Объектами спорта в дошкольном учреждении являются физкультурный зал и спортивная площадка (на улице).
В МБДОУ созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей.
Для этого в отдельном помещении оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, образовательная деятельность по физической культуре, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
Зал полностью оснащён всем необходимым, созданы комфортные условия, в том числе для детей инвалидов и детей с ОВЗ по зрению, с проблемами опорно-двигательного аппарата, Физкультурный зал оборудован современным инвентарем по ГОСТУ, расположен на 3м этаже, имеет 6 панорамных окон, что соответствует нормам освещенности. Разметка пола оформлена и выдержана в цветовой гамме невызывающая дискомфорта. Спортивный инвентарь подбирается с учетом цветовосприятия у детей дошкольников. Для детей с проблемами опорно-двигательного аппарата предусмотрены :
-скамейки разной высоты, ширины;
-беговые дорожки,
-велотренажер;
-скала для лазания;
-массажные коврики различной конфигурации;
-ребристая доска;
-спортивный комплекс;
-лесенка-мостик;
-диск здоровья
-гимнастическое бревно;
-батуты.
-спортивный инвентарь: мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, индивидуальные коврики для занятий, следовые и коррекционные массажные дорожки, фитболы.
Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, санитарно-эпидемиологическим требованиям. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо - физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Один раз в неделю в соответствии с погодными условиями физкультурно-спортивная деятельность осуществляется на спортивной площадке.
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
В кабинете учителей-логопедов имеются средства обучения для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи):
материалы и игры по темам;
зеркало с лампой дополнительного оснащения;
комплект зондов для постановки звуков;
дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
логопедические альбомы для обследования;
предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
настольно-печатные дидактические игры;
алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
методическая, дидактическая, справочная и художественная литература;
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, сухой бассейн, сенсорное оборудование.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
В МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 87» разработан паспорт доступности для инвалидов и предоставляемых в нем услуг в сфере образования.
Для обеспечения получения услуг:
-разработан алгоритм оказания ситуационной помощи инвалидам различных категорий, памятка при общении с незрячими людьми, имеющими плохое зрение и памятка при общении с людьми, испытывающими трудности при передвижении;
-заключен договор об оказании услуг сурдоперевода с Курским региональным отделением общероссийской организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»;
-организована работа по обеспечению условий доступности для инвалидов и других маломобильних групп населения.
Наше Учреждение имеет следующее оснащение, обеспечивающее доступ на объект и оказываемым услугам маломобильным гражданам:
• Асфальтированную площадку;
• Кнопку видеовызова на калитке ДОУ;
• Схему - навигацию по дошкольному образовательному учреждению;
• Главный вход на территорию детского сада оборудован кнопкой вызова персонала для оказания помощи посетителям на доступной высоте.
• На главном входе имеется пандус для инвалидов-колясочников.
• Вход в здание оборудован вывеской со шрифтом Брайля на контрастном фоне.
• Ширина дверных проемов входа в детский сад обеспечивает свободный вход инвалидов-колясочников.
• Сменные кресла-коляски отсутствуют.
• Конструктивные особенности здания МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 87» не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений.
Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Услуги, которые в случае трудности посещения здания учреждения:
прием и оформление документов по зачислению ребенка в дошкольное учреждение;
подтверждение очередности.
По электронной почте Учреждения: mdou87kursk@yandex.ru, по телефону +7(4712) 32-43-87, на официальном сайте Учреждения: http://sad87kursk.ru/ можно задать вопрос о перечне всех необходимых документов для оформления приема детей в ДОУ, получить бланки заявлений, получить консультативную помощь и ответы на интересующие вопросы.
Специальные условия питания
Дошкольные учреждения часто посещают дети с некоторыми отклонениями в состоянии здоровья. Именно эти дети в связи с имеющимися у них нарушениями чаще других заболевают острыми респираторными вирусными инфекциями, острыми кишечными заболеваниями, детскими капельными инфекциями, являются источниками распространения инфекций в коллективе. Таким детям необходим индивидуальный подход при организации их питания.
При каких же заболеваниях или отклонениях в состоянии здоровья дети, посещающие дошкольное учреждение, нуждаются в специально организованном питании?
В последние годы все большее распространение среди детей как раннего, так и более старшего возраста получают аллергические заболевания, особенно пищевая аллергия.
Большой удельный вес среди детей дошкольного возраста, особенно в крупных городах, занимают дети с избыточной массой тела, склонные к ожирению или с уже развившимся ожирением. В профилактике и лечении этого заболевания основную роль играет правильная организация питания.
Серьезного внимания в организации питания требуют дети с хроническими заболеваниями органов пищеварения, почек, эндокринными заболеваниями.
Среди детей раннего возраста нередко встречаются дети с рахитом, анемией, с проявлениями гипотрофии или имеющие пониженную массу тела.
Имеет свои особенности организация питания детей, перенесших острые респираторные инфекции, острые кишечные заболевания, а также часто болеющих детей. Их процент очень высок, особенно в группах раннего возраста.
В нашем образовательном учреждении при организации условий питания учитываются особенности детей-аллергиков и детей, страдающих различными хроническими заболеваниями органов пищеварения, не требующих стационарного или санаторного лечения, но нуждающихся в определенной щадящей диете с учетом патологии.
Основным методом лечения аллергических реакций является диетотерапия, основанная на исключении из рациона ребенка продуктов, которые вызывают проявления аллергии. При этом производят замену исключенных продуктов другими равноценными с таким расчетом, чтобы общее количество основных пищевых веществ оставалось в рационе ребенка в пределах возрастных норм.
Список продуктов для организации питания детей, страдающих аллергией, составляет врач детской поликлиники. Он дает рекомендации родителям, какие продукты не переносит данный ребенок и какими продуктами их следует заменять. Для этого в детских группах заводятся специальные листки питания детей, страдающих пищевой аллергией. В них указывается, какие продукты ребенку противопоказаны и чем их надо заменять. На основании назначений врача медицинская сестра дошкольного учреждения заботится о том, чтобы на пищеблоке были приготовлены для нуждающихся детей необходимые блюда для замены.
Основной принцип диетического питания детей при хранических заболеваниях органов пищеварения - щадящая кулинарная обработка продуктов с исключением жарения. В рационы питания детей, страдающих хроническими заболеваниями органов пищеварения, не рекомендуется включать продукты, содержащие экстрактивные вещества, эфирные масла, грубую клетчатку, а также острые и соленые блюда.
В основном технология приготовления пищи в ДОУ отвечает этим требованиям, но случается, что детям заменяют некоторые блюда или вовсе исключают их из рациона.
При необходимости возможно применение диетического стола №5. В настоящее время такой необходимости нет.
Показания к диетическому столу № 5
Диета № 5 показана при остром гепатите в стадии выздоровления, хроническом гепатите с умеренной функциональной недостаточностью печени, хроническом холецистите, желчнокаменной болезни. Может применяться при хроническом колите с тенденцией к запорам, хроническом гастрите, хроническом панкреатите в период ремиссии.
Цель диетического стола № 5
Целью диеты № 5 является обеспечение полноценного питания, нормализация деятельности печени, желчевыводящей системы, жирового обмена. Диета предусматривает ограничение химического и механического раздражения желудка и кишечника.
Общая характеристика диетического стола № 5
Диета № 5 удовлетворяет физиологические потребности человека в энергии и питательных веществах. Ограничено потребление животных жиров и экстрактивных веществ, избыточно стимулирующих секрецию ЖКТ.
Пищу готовят на пару, в отварном виде или запекают. Протирать следует жилистое мясо и овощи, богатые грубой клетчаткой. Диета № 5 предусматривает частый дробный режим приема пищи каждые 3 часа небольшими порциями.
Диета № 5 может применяться до 2 лет. При обострении заболеваний печени рекомендован перевод пациента на диету № 5А.
Химический состав и энергоценность диетического стола № 5
Белки: 85–90 г (45 г белков животного происхождения).
Жиры: 70–80 г (1/3 общего количества – растительные жиры).
Углеводы: 300–350 г (не более 40 г простых углеводов).
Суточная калорийность: 2 100 – 2 500 ккал.
Свободная жидкость: 1,5–2 л.
Поваренная соль: 6–10 г.
Витамины: ретинол (А) – 0,5 мг, бета-каротин – 10 мг, рибофлавин (В2) – 4 мг, тиамин (В1) – 4 мг, никотиновая кислота (В3) – 20 мг, аскорбиновая кислота (С) – 200 мг.
Макроэлементы: натрий – 4 г, калий – 4,5 г, кальций – 1,2 г, магний – 0,5 г, фосфор – 1,6 г.
Микроэлементы: железо – 15 мг.
Оптимальная температура блюд: от 15 до 60 градусов Цельсия.
Рекомендуемые продукты и блюда диетического стола № 5
Хлеб: пшеничный и ржаной вчерашний (до 400 г в день), несдобная выпечка (можно с начинками), сухие бисквиты.
Супы: овощные, крупяные, молочные, фруктовые; муку и овощи для супов не пассируют.
Мясные блюда: нежирные сорта мяса и птицы без кожи – отварные, запеченные после отваривания, рубленые или куском.
Рыбные блюда: отварная или на пару рыба нежирных сортов, морепродукты.
Гарниры: овощи (за исключением репы, редиса, шпината, щавеля, редьки, чеснока) в отварном, тушеном, запеченном виде; любые крупы.
Молочные продукты: пресный творог и блюда из него, молоко, некислые молочные продукты, сметана в блюдах.
Яйца: всмятку или в виде омлета, желток с осторожностью.
Закуски: заливное, нежирная ветчина, докторская колбаса, сельдь, овощные салаты, свежая зелень.
Соусы: овощные, сметанные, молочные, фруктовые.
Сладкие блюда: мармелад, карамель и сливочные конфеты, варенье, безе; сахар – ограниченно, рекомендовано использовать заменители; разрешены фрукты, ягоды, кисели.
Напитки: чай, кофе с молоком, компоты, соки из фруктов и овощей.
Жиры: свежее несоленое сливочное масло, свежие растительные рафинированные масла.
Исключаемые продукты и блюда диетического стола № 5
Из рациона следует исключить мясные, рыбные, грибные бульоны, окрошку, щи из кислой капусты, грибы, бобовые, жирные сорта мяса, птицы и рыбы, ливер, соленья, копченья, колбасы, консервы, сало, животный жир, яйца вкрутую, свежий хлеб, сдобное тесто, сливки, жирное молоко, кондитерские изделия, шоколад, какао, острые приправы и соусы.
Основой профилактики желудочно-кишечных заболеваний является строгое соблюдение санитарно-гигиенических мероприятий, правильно организованный как общий режим, так и режим питания.
Специальные условия охраны здоровья
Медицинское обслуживание воспитанников осуществляется в соответствии с лицензией на медицинскую деятельность от 25.12.2015г. № 433 старшей медицинской сестрой Кобозевой Ольгой Алексеевной и медицинским персоналом ОБУЗ «Курская городская детской поликлиникой №7» на основании договора о сотрудничестве от 09.01.2018 года в целях создания необходимых условий, направленных на медицинское обслуживание детей ДОУ и обеспечивающих охрану их жизни и здоровья. Медицинское обслуживание, предусмотренное договором, оказывается на безвозмездной основе.ДОУ предоставляет помещение с необходимым оборудованием в соответствии с действующими санитарными правилами и нормативами.
В соответствии с договором и на основании ч.4 ст.41 ФЗ от 29.12.12г., №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ДОУ обязуется обеспечивать:
- текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
- проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны жизни и здоровья граждан в РФ;
- соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.
В целях своевременного выявления отклонений в здоровье воспитанников в ДОУ проводится мониторинг состояния здоровья детей: ежемесячно проводится анализ посещаемости и заболеваемости.
Исследование состояния здоровья воспитанников является прерогативой медицинских работников, которые проводят:
- плановые лечебно-профилактические мероприятия в соответствии с утвержденным графиком;
- профилактический осмотр детей;
- педиатрический осмотр с оценкой состояния здоровья детского коллектива;
- контроль режима и качество питания, соблюдение требований санитарно-эпидемических правил и норм;
- работу по профилактике детского травматизма;
- медицинский контроль при организации лечебно-оздоровительного и образовательного процесса;
- санитарно-просветительскую работу по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний, гигиеническому воспитанию, формированию здорового образа жизни ребенка;
- запрос информации с анализом состояния здоровья детей в результате проведенных профилактических осмотров.
Оптимальная нагрузка непосредственно образовательной деятельности, совместной деятельности педагогических работников с детьми определяется учебным планом, календарным учебным графиком.
Для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников в ДОУ проводится следующая работа
- занятия физической культурой 3 раза в неделю (2 занятия в помещении, 1 занятие – на свежем воздухе)
- ежедневная утренняя гимнастика
- физкультурные минутки и динамические паузы во время непосредственной образовательной деятельности
- корригирующая гимнастика после сна и закаливающие процедуры
- ежедневные прогулки 2 раза в день
- организация подвижных игр в течение дня, спортивных и музыкальных праздников и развлечений
- проведение минуток безопасности в течение дня
- соблюдение режимов: температурного, светового, питьевого, проветривания, двигательного
- неспецифическая профилактика гриппа и вирусных инфекцией по сезонам
- профилактические прививки
- оздоровительно – коррекционная работа.
В ДОУ дети инвалиды и воспитанники с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) обучаются совместно с воспитанниками без нарушения здоровья по Адаптированной образовательной программе и индивидуальным образовательным маршрутам.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования п.3.1 сформулировал требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования. Важнейшим из них является создание образовательной среды, которая «гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников и обеспечение их эмоционального благополучия» п.3.1
Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ, в ДОУ созданы условия для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ, для осуществления индивидуального подхода к обучению в детском саду работают: педагог-психолог, учитель-логопед, инструктор по физической культуре, медицинская сестра. Созданы психолого-педагогические и материально технические условия для комфортного обучения. Учет воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью проводится на этапах их поступления в ДОУ.
С целью реализации программы «Доступная среда» в ДОУ в настоящее время проводится анализ условий для охраны здоровья и успешного продвижения в образовательном пространстве детей инвалидов и воспитанников с ОВЗ.
В ДОУ систематически проводятся наблюдения за состоянием здоровья воспитанников, результаты реализации индивидуальных образовательных маршрутов детей с ОВЗ, беседы с родителями, реализация совместных здоровьесберегающих проектов, в частности участие родителей в реализации программы по здоровьесозиданию «К здоровой семье через детский сад», являющейся неотъемлемой частью основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ. Родители принимают участие в мониторинге ресурсов здоровья под руководством квалифицированных специалистов.
Оценка функциональных ресурсов психического здоровья дошкольников является неотъемлемой частью контроля здоровья. Она включена в общий мониторинг ФРЗкак оценка психологической комфортности дошкольников по адаптированной для родителей и специалистов смежников методике «Домики» к.психол.н., доцента кафедры морально-психологического обеспечения сил флота ВМА им. Н.Г.Кузнецова Ореховой О.А.( О. А. Орехова «Особенности развития эмоциональной сферы детей дошкольного и школьного возраста»/Дисс.канд.психол.н.СПб2007г).
Анализ позволяет родителям и педагогам выявить проблемы здоровья, мешающие ребенку в его развитии. Рождается мотивация родителей на совместное с детским садом укрепление здоровья детей.
Здоровье в программе «К Здоровой семье через детский сад» рассматривается во всей его полноте - телесное, душевное (ум, воля, чувства) и духовное (выбор истины, добра и зла, совесть). Поэтому данная программа является программой развития ребенка, способствующего укреплению здоровья и увеличению здоровьесозидающего потенциала личности каждого ребёнка, в том числе детей инвалидов и воспитанников с ОВЗ.
Доступ к информационным системам
В ДОУ имеется доступ в интернет. Функционирует официальный интернет-сайт ДОУ, электронная почта, локальная сеть.
Официальный сайт МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 87» http://сад87курск.рф/ имеет кнопку «Версия для слабовидящих».
На сайте Учреждения размещены документы, касающиеся организации образовательного процесса.
Наличие собственного сайта в сети «Интернет» предоставляет родителям (законным представителям) воспитанников возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, режима занятий воспитанников, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.
Обучающиеся не имеют свободного доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.
Специально оборудованный компьютерный класс, в том числе для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в МБДОУ не предусмотрен.
Электронные образовательные ресурсы
Дети с ОВЗ небольшой и средней тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях. Приспособленные электронные образовательные ресурсы для использования детьми с ОВЗ в ДОУ отсутствуют
С 1 января 2023 года детские сады должны применять исключительно государственные информационные системы и ресурсы. Они необходимы при реализации основных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, которые подразумевают обработку персональных данных детей (подп. «д» п. 1 Перечня, утв. Президентом 24.09.2021 № Пр-1808ГС).
Перечень ресурсов, которыми педагоги пользуются для дистанционных занятий и при подготовке занятий в группах:
* платформой МЭО (Мобильное электронное образование) – ее сервис для онлайн-конференций может заменить Zoom;
* ресурсом Образовариум – содержит много познавательного контента, в том числе аудиокниги и мультфильмы для старших и младших дошкольников;
* Национальной электронной библиотекой – в этой ФГИС Минкультуры могут работать педагоги и родители, в том числе получать доступ к пяти миллионам изданий.
Специальные технические средства обучения
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;
наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
В кабинете учителей-логопедов имеются средства обучения для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (нарушение речи):
материалы и игры по темам;
зеркало с лампой дополнительного оснащения;
комплект зондов для постановки звуков;
дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания;
картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков;
логопедические альбомы для обследования;
предметные и сюжетные картинки по лексическим темам;
настольно-печатные дидактические игры;
алгоритмы, схемы, мнемотаблицы;
методическая, дидактическая, справочная и художественная литература;
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: массажные мячи, массажные дорожки, мягкие спортивные модули, мягкие маты, сухой бассейн, сенсорное оборудование.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в ДОУ оборудованием.
Условия для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат
Общежитие и интернат на балансе МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №87» отсутствуют